
Школьная служба примирения МБОУ «СШ №15»
Руководитель службы примирения:
Махмутшина Лариса Мавлетяновна,
e-mail:larisamahmutshina@mail.ru
Презентация «Служба примирения» (PPT)
В процессе обучения в школе каждый ребенок, взрослый хотя бы раз был вовлечен в конфликты (с другими учащимися, с педагогами или родителями), становился в них обидчиком, жертвой или невольным свидетелем. Поскольку при административном и уголовном наказании не проводится работа с подлинными причинами конфликтов и с чувствами конфликтующих, конфликты нередко остаются, по сути, неразрешимыми. Поэтому в нашей школе с ноября 2017 года создана Школьная служба примирения.
Школьная служба примирения – это команда взрослых (кураторов, медиаторов) и подростков (медиаторов), прошедших курс подготовки по медиации, которая стремится:
- разрешить конфликтную ситуацию конструктивным способом;
- дать возможность существующим в школе сообществам понять друг друга и увидеть в каждом человека, исходя из личностных, а не ролевых отношений;
- снизить уровень агрессивности в школьном сообществе.
Правовой основой создания и деятельности школьной службы примирения в МБОУ «СШ№15» является:
Перечень нормативно-правовых документов организации деятельности школьных служб примирения. Ссылка на документы
Конвенция о правах ребенка;
Конституция Российской Федерации;
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Семейный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)
Школьная служба примирения
Презентация «5 минут о медиации» (PPTX)
Мы предлагаем для работы с конфликтами использовать восстановительную медиацию.
Медиация – это встреча людей за СТОЛОМ ПЕРЕГОВОРОВ, где они смогут сами:
- Понять друг друга.
- Обсудить последствия конфликта и избавиться от негативных эмоций.
- Самим найти приемлемое для всех решение конфликта.
- Обсудить, как избежать повторения конфликта в будущем.
- Принять ответственность за исправление причиненного вреда.
Но могут ли стороны, находящиеся в сильной стрессовой ситуации, испытывающие сильные эмоции страха, обиды, ненависти, предубеждения друг по отношению к другу и т.д. говорить конструктивно?
Вряд ли. Поэтому им нужен нейтральный посредник (медиатор), который организует процесс взаимопонимания, взаимного выслушивания, договоренности.
Ведущий примирительной встречи (медиатор):
- В равной степени поддерживает участников, организует конструктивный диалог
- Не судит, не защищает, не поучает, не жалеет и т.п.
- Способствует тому, чтобы обидчик возместил причиненный вред.
Ответственность в восстановительной медиации понимается не как наказание, а как понимание обидчиком чувств потерпевшего, последствий, к которым привело правонарушение, а затем заглаживание причиненного вреда самим обидчиком. Поэтому ведущий поддерживает ответственное поведение сторон конфликта.
Конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию.
Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном участии обеих сторон и в интересах сторон. Для этого он предварительно встречается с каждым из участников отдельно.
В целом программа примирения состоит из нескольких этапов:
I. Подготовительный (работа над запросом).
II. Встреча со стороной.
III. Встреча сторон (процедура медиации).
IV. Аналитическая беседа.
Чтобы процесс медиации был не случайным и ситуативным, важно вписать школьную медиацию в структуру школы. Для этого в школах создаются службы примирения.
Служба стремится, чтобы максимальное количество ситуаций решались на программах примирения. Чтобы сторонам конфликта в первую очередь была предложено самим найти решение ситуации.